Красная шапочка. О чём вообще эта сказка? Фольклор Из всех страшных оригинальных сказок самая страшная, на мой взгляд, — это сказка о Красной Шапочке. Сложно представить мать,...
Читать полностью
Красная шапочка. О чём вообще эта сказка? Фольклор
Из всех страшных оригинальных сказок самая страшная, на мой взгляд, — это сказка о Красной Шапочке. Сложно представить мать, которая будет посылать дочку через дремучий лес, кишащий волками, в одиночку. Сложно понять, почему старая больная бабушка вообще живёт так далеко (в
Показать ещё
первых версиях — прямо в лесу). Сложно понять, зачем люди веками рассказывали сказку о том, как волк съел двух человек. Это же самый настоящий ужастик, если, например, экранизировать.
Шарль Перро когда-то записал эту сказку на основе народных сказаний, а спустя несколько веков в СССР сняли по ней добрейший фильм. Но общего между ними — только название, да наличие бабушки, волка и корзинки с едой.
В самых первых записанных версиях ещё не было даже охотника, который бы появлялся в конце. Нехитрая история заканчивалась смертью двух человеческих существ и полной победой волка.
Чтобы выделить историческую основу, а именно какой-то первобытный обряд, из которого выросла сказка, разбирать надо самый примитивный вариант, её скелет. В данном случае скелет это:
— мать послала девочку к бабушке в лес;
— вместо встречи с бабушкой, девочка нарвалась на свою гибель.
Всё.
Очень часто сказки оказываются историями про обряд инициации. Но «Красная Шапочка» — явно не тот случай. Не встречается рассказов про обряд инициации, завершившийся смертью главного героя. Зачем рассказывать про неудачный исход? Рассказывали всегда про наиболее удачный, идеальный вариант обряда.
Значит на момент актуальности этого сюжета Красная Шапочка должна было погибнуть, именно так понимался счастливый в данном случае конец.
Кем же она была?
Давайте медленно и осторожно разберём каждый элемент сказки, а потом отделим важное и неважное, и попробуем собрать общий смысл.
1. Красный цвет
Возможно, это важный момент, раз во всех вариантах шапочка (или капюшон, или чепец, тут как раз может быть всякое в зависимости от времени и местности) обязательно красная.
— Красный цвет в фольклоре может символизировать пламя и Солнце. Это традиционно и понятно.
— Красный цвет ещё может символизировать кровь и смерть. А ещё древние индоевропейцы посыпали своих мертвецов красной охрой. И, кстати, далеко не только индоевропейцы. В энциклопедии «Славянские древности» в статье про красный цвет сказано, что:
...по свидетельству 1555 года на покойника надевали маленькую красную шапку (хорв. быличка о появлении ребенка в красной шапочке), головной убор для покойника делался из материи красного цвета (з.-бел.). Красная шапка — знак траура (сербы-граничары).
Понятно, что мы рассматриваем исток сказок в эпохе намного более ранней, чем появление славян и других отдельных этносов, но согласитесь, любопытно. Может, и правда, могла эта красная шапка на покойниках стать потомком красной охры?
2. Бабушка, мать, дочь
У Красной Шапочки нет ни отца, ни сестёр, ни братьев. Её жизнь, её семья нас совершенно не интересует. В сказке кроме волка фигурируют только три женщины трёх разных поколений. По какой-то причине старшая женщина живёт далеко, средняя отправляет к ней младшую.
Причем основные участницы — это именно младшая и старшая женщины, а не средняя. Мать появляется только в самом начале, и хотя именно она инициирует всю историю, больше о ней нет ни слова. Следовательно, непосредственно в обряде она не участвовала.
3. Бабушка и её домик в лесу
Для тех, кто изучает фольклор, антураж бабушкиного места жительства прямо-таки бросается в глаза.
В самых старых вариантах она живёт не просто в дремучем лесу (который и сам по себе у наших предков был символом иного мира), а ещё и конкретно под тремя дубами, окружённая густым орешником. А орешник — это очень серьёзно.
— Лес. На материалах сказок — и наших, и не наших, европейских, американских, австралийских, африканских — за правило можно считать, что дорога в иной мир лежит через лес. Лес предварял и царство Аида в греческой мифологии, что описано, например, Овидием и Вергилием. Если кратко, лес — это стандартный вход в царство мёртвых.
— Дубы. Для индоевропейцев дуб — это самое главное дерево. Это дерево громовержца (у греков — Зевса, у римлян — Юпитера, у славян — Перуна), а также это Мировое Древо, соединяющее все три Мира. И дубов как раз три. Это число и до сих пор-то считается счастливым, до сих пор есть христианская Троица, а когда-то оно символизировало триединство Вселенной для индоевропейцев, то есть Нижний, Средний и Верхний миры.
— Орешник. О-о-о, орешник — это тоже священное дерево, и оно связано непосредственно с загробным миром, со смертью. Из-за того, что в орешник не бьёт молния, его давным-давно стали почитать, и даже полагали, что корнями он уходит прямо в царство мёртвых, к суровым хтоническим божествам.
— Пирожки. В первых вариантах Красная Шапочка несла бабушке не только пирожки, но и вино. Подобный набор вполне отвечает традициям подношений для покойников.
В общем, сущность бабушки, думаю, раскрыта. Она живёт в сакральном месте иного мира, она родственник. Она мёртвый родственник, следовательно она — дух предка. Кстати, именно бабушкой подарена сама шапочка, и если это не позднейшее добавление, то оно тоже может быть важным, учитывая то, что мы узнали про траурность красных шапок и красного цвета вообще.
Итак, мать отправила ребёнка к духу предка. Отлично. Едем дальше.
4. Волк
Волк — это, во-первых, один из любимых тотемов у жителей Евразии. Во-вторых, и как следствие первого, волк — это проводник между мирами. в скандинавском фольклоре провидица Хиндла и великанша Хюрроккин изображались верхом на волках, а в культуре навахо волков считали колдунами, облачёнными в волчьи шкуры.
Именно в волков чаще всего превращались всевозможные оборотни. Это можно объяснить как раз тем, что во время обрядов шаман мог переодеваться волком, как бы уподобляясь тотему. Ритуальное превращение в волка делало его частью мира предков, и на какое-то время шаман сам, будучи и человеком, и волком, становился проводником между мирами.
В связи с этим очень важно, что в ранних французских вариантах волка называют не «loup» («волк»), а «bzou», то есть как раз «верфольф», «вурдалак» или «оборотень».
Это сразу объясняет два момента:
— почему Красная Шапочка вообще стала с ним разговаривать в лесу (он был человеком в этот момент);
— почему она сразу не поняла, что это не бабушка в домике (если он выглядел как человек, то действительно мог замаскироваться).
Разговор девочки и волка в домике тоже интересен. Сначала она спрашивает его, почему у него такие большие уши. Ответ — чтобы лучше слышать её. Затем глаза, чтобы лучше видеть, руки, чтобы лучше схватить, и пасть, чтобы проглотить.
Это может указывать на то, как оборотень превращается в волка. Сначала стали расти и покрываться шерстью уши, потом стали волчьими глаза, потом тело и лапы, и, наконец, вся голова стала волчьей, завершив процесс.
Но в оборотней мы всё-таки не верим, поэтому надо понять, чем это было в обряде. У Элиаде неоднократно можно прочитать, что в шаманских традициях всего мира при общении с духами и вообще существами иного мира шаман вначале слышит их, потом может увидеть, только после этого способен вступить с ними в контакт, а в конце и сам выступать как некий могущественный дух.
Отсюда уже можно получить такую цепочку трансформаций: сначала в обряде был шаман, который, видимо, наряжался волком, поскольку это был тотем племени; потом в историческое время из таких обрядов получились рассказы об оборотнях; на исходе Средних Веков оборотень окончательно остался в образе волка.
К тому же в первых версиях волк угощает Красную Шапочку едой и питьём, и она не знает, что это мясо и кровь бабушки. Ритуальная еда — это вполне классическая штука, к тому же оставшаяся в христианстве.
_______________________________________
А теперь давайте попробуем слепить из всего этого реальный первобытный обряд.
Мать отправляет ребенка в красной шапке с подношениями покойнику в дремучий лес к покойнице-бабушке, к предку, который живёт в загробном мире. Бабушку мы ни разу не видим, а когда девочка приходит в пункт назначения, там переодетый оборотень, он же шаман. Он заставляет девочку причаститься бабушки и убивает её.
Детские жертвоприношения для того, чтобы умилостивить богов, встречались у языческих народов повсеместно: в культурах майя, инка, у ацтеков, у евреев и арабов, в Минойской цивилизации, в Африке. Найденные останки детей в Сунгире тоже говорят о том, что скорее всего они были принесены в жертву.
Так что вполне может оказаться, что «Красная Шапочка» на самом деле рассказывает именно об этом.
Племя или шаман мог по какому-то принципу выбрать ребенка, его наряжали в парадные траурные одежды, и отправляли к предкам.
Шаман (или жрец) при этом сам был одет как дух предка, то есть для него было обязательным ритуальное перевоплощение. Он должен был оказаться в момент жертвоприношения где-то между мирами, чтобы доставить жертву из Среднего мира — куда надо, в мир духов.
Ребенку давали съесть мяса и выпить крови, которые считались плотью и кровью предка. После этого он уже считался частью иного мира. Оставалось лишь ударить его чем-нибудь по голове, после чего шаман завершал ритуал, поднося его духам.
_________________________
С выводом вы можете не соглашаться, конечно, делайте свой. Но обязательно учитывайте факты из первой части статьи, они почерпнуты из работ Проппа, Фробениуса, Наговицына, справочников и энциклопедий по фольклору, так что, думаю, вполне достоверны.